Совместный проект Правительства Российской Федерации и Международного банка
реконструкции и развития «Реформа ЖКХ в России» осуществляется с 2009 года в 14
отобранных по конкурсу российских городах. Проект направлен на поддержку
реформирования ЖКХ, на повышение качества предоставляемых услуг и финансовой
устойчивости предприятий и организаций в сфере ЖКХ участвующих городов. Он
предусматривает обобщение опыта и распространение лучших практик реализации
мероприятий среди остальных городов России. В 10 городах реализуются инвестиционные
подпроекты за счет гранта МБРР, направленные на модернизацию и реконструкцию объектов
инфраструктуры ЖКХ.
Выбор сегмента очистных сооружений в качестве объекта инвестиций в рамках проекта
«Реформа ЖКХ в России» не случаен. Комплексный подход к реформированию ЖКХ в
России должен использовать не точечный подход к решению проблем улучшения работы
системы жилищно-коммунального хозяйства, а системный. Речь идет не об устранении
аварий, число которых с каждым годом может возрастать, а о комплексной работе, при
которой надежность и качество предоставления потребителям жилищно-коммунальных
услуг должны быть повышены во всем муниципальном образовании по всей
технологической цепочке.
Таким образом, из всего перечня объектов систем коммунального хозяйства в качестве
объекта для внедрения инноваций, важнейшим является комплексы очистных сооружений,
т.к. износ и риски аварийности на КОС значительно выше, чем износ и риски аварийности
других объектов. Повышенная аварийность этих сооружений связана с отсутствием в
тарифах необходимых отчислений на капитальный ремонт, реконструкцию и замену
технологического оборудования.
По степени интенсивности отрицательного воздействия промышленности и ЖКХ на объекты
окружающей среды первое место занимают водные ресурсы. В Ростовской области большой
объем сточных вод образуется на предприятиях пищевой отрасли, а также в коммунальном
хозяйстве, представляя опасность для природы. Эксперты заявляют, что сегодня поиск
экономичных и высокоэффективных способов очистки сточных вод должен стать одной из
первостепенных (приоритетных) задач в регионе.
Интенсивное развитие сельского хозяйства и промышленности на юге России привело к
увеличению вредных для человека выбросов во внешнюю среду. Результаты исследования
ученых свидетельствуют о высоком уровне загрязненности продуктов питания токсичными
соединениями, что связано с нарушением технологии очистки сточных вод. По данным
экологов, первое место по степени интенсивности отрицательного воздействия на объекты
окружающей среды занимают водные ресурсы. Именно предприятия пищевой
промышленности и ЖКХ часто совершают сброс сточных вод в водоемы, который быстро
истощает в них запасы кислорода. В Ростовской области и в Краснодарском крае это
предприятия сахарной, крахмало-паточной, винодельческой отраслей.
В Ростовской области экологическая обстановка и состояние водоемов близко к
угрожающему. Загрязнение вызвано некачественной очисткой сточных вод. Кроме того,
состояние систем водоснабжения и водоотведения на юге характеризуется недостаточным
развитием централизованных систем водоснабжения и канализации. Только 73% населения
охвачено услугами централизованного водоснабжения, число сельских населенных пунктов,
имеющих водопроводы, составляет 30% от общего их числа.
Сточные воды, попадая в водоемы, уничтожают популяции рыб. Например, уместно
вспомнить экологический коллапс в районе реки Глубокой с участием Миллеровского
глюкозно-мальтозного комбината (ГК «Амилко»), Росприроднадзора и прокуратуры.
Надзорные ведомства несколько раз требовали остановки предприятия, на котором не
работали очистные сооружения. Также ведомство выявило грубые нарушения в работе
местного МУП «Водоканал», где очистные сооружения не ремонтировали с момента их
запуска в 80-х годах прошлого века. Тогда объем экологического ущерба в прокуратуре
оценили в 15 млн руб. ГК «Амилко» пришлось заново выстраивать систему биологической
очистки сточных вод, что намного удорожило проект.
В Ростовской области сегодня реализуется областная программа «Водоснабжение,
водоотведение и очистка сточных вод» с объемом финансирования 54 млрд. руб. Этой
программой предусматривается выделение средств водоканалам крупных городов
Ростовской области, которые в свою очередь будут осваивать эти средства, а именно
производить замену сетей, строить очистные сооружения, закупать технологическое
оборудование.
Насколько эффективно будет расходование этих средств остается вопросом.
По данным представителей МБРР, это банк который занимается финансированием
инфраструктуры и в частности водоканалов, деньги которые выделяется водоканалам
используются неэффективно. Если расходование бюджетных средств можно каким-то
образом проконтролировать, то расходы водоканала проконтролировать очень сложно, тем
более проконтролировать эффективность использования этих средств.
Сегодня политика практически любого водоканала звучит так: обновить инфраструктуру за
счет инвестора, т. е. За счет выданных тех. условия на канализование строящего объекта, в
них указывается что для подключения к сети необходимо поменять 2,3,5 и т.д. км. сетей,
несмотря на то, что для врезки нужно проложить всего 100 м.
При такой политике очень сложно отследить какие работы по обновлению инфраструктуры
были выполнены за счет выделенных средств, будь то бюджетные деньги или деньги
выделенные по программе финансирования тем же МБРР, а какие были осуществлены за
счет новых абонентов, которые за свой счет осуществили замену участков сетей, и которые
водоканалу обошлись бесплатно.
В такой ситуации существует очень высокий коррупционный риск, и соответственно нет
никакой гарантии, что 54 млрд. рублей будут израсходованы эффективно.
Здесь наша компания предлагает решения, которые позволяют существенно сократить
бюджетные средства, которые направлены на эти цели.
Хочу привести конкретный пример, с применением таких решений.
В Ростовской области вблизи г. Шахты велось строительство дома-интерната. Для его
канализования путем подключения к централизованным сетям канализации требовалось
финансирование около 15-20 млн. рублей.
А канализование этого объекта с применением локальных очистных сооружений в денежном
выражении составит не более 7 млн. рублей.
На этом конкретном примере видно, что можно сэкономить бюджетные средства более чем в
2 раза.
Кроме того, с применением данных технологий снижается нагрузка на сети и тем самым
увеличивается возможность канализования других объектов, которые находятся в
непосредственной близости от сетей.
ООО «РостИнпром» выполняет весь комплекс работ по созданию схем водоотведения в
полном соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении». Все работы выполняются сертифицированными специалистами, с
использованием самого современного оборудования и программного обеспечения.
Проект схемы водоотведения разрабатывается местными администрациями поселений,
городских округов (далее – органы местного самоуправления), органами исполнительной
власти городов федерального значения, любым лицом с последующей передачей проекта
схемы водоотведения на безвозмездной основе в указанные органы, либо совместно
органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов
федерального значения.
На фоне роста строительства коттеджных поселков в регионе важно помнить о
необходимости индивидуальных разработок очистных сооружений для каждого конкретного
проекта. Серийные варианты в условиях экологической угрозы сегодня не подходят для
обеспечения безопасности стоков и чистоты водоемов в черте поселков. По мнению
участников рынка, мы уже подошли к тому времени, когда крупных инвесторов, девелоперов
и промышленников обяжут тщательно следить за экологией.
Наши проекты осуществляются с привлечением научного потенциала РГСУ, что позволяет
реализовывать инновационные технологии с максимальной энергоэффективностью, а также
дает реальную возможность молодым ученым внедрять свои разработки.
Внедрение разработанного оборудования с учетом его привязки к проекту и строительной
частью обходиться Заказчику на 30% дешевле, чем представленные аналоги.
Решения позволяют существенно сэкономить бюджетные средства. Надо отметить, что к
2016 г. штрафы за ущерб экологии увеличились в 10 раз, а также введен запрет на выдачу
временных разрешений за сброс неочищенных сточных вод. Полученные средства могут
быть направлены на строительство новых очистных сооружений, что должно привести к
улучшению состояния водных объектов.
Технологическое регулирование подбора оборудования для очистки сточных вод.
Отсутствие обязательных расчетов и принципиальных схем —возможность легализации
внедрения оборудования, несоответствующего заявленным требованиям очистки.
Большую долю рынка занимают комплектно-блочные очистные сооружения для очистки
сточных вод или локальные очистные сооружения.
В данном сегменте существуют нерешенные проблемные вопросы, прежде всего вызванные
тем, что на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствуют технические
регламенты, которые регулируют данную отрасль.
Для того чтобы выпустить на российский рынок оборудование для очистки сточных вод
(комплектно блочные очистные сооружения) достаточно зарегистрировать ТУ и получить
декларацию либо сертификат соответствия на оборудование либо получить сертификат
соответствия на импортируемую продукцию иностранного производства.
В свое очередь производители очистных сооружений имеют возможность заявлять любые
технические характеристики данного оборудования и при этом не подвергаются никакой
проверке, также они не обязаны подтверждать заявленные ими характеристики.
Законы рынка звучать так — получить максимальное количество прибыли, что в
сложившейся ситуации является большим соблазном для многих недобросовестных игроков,
чем они пользуются в полной мере.
На практике есть много случаев, где используется заранее не работающее оборудование, в
целях снижения его стоимости.
К примеру п. 9.2.7.9 СП 32.13330.2012 гласит:
При расчете аэротенков следует определять, как минимум: для всех типов технологий — время
нахождения сточной жидкости в различных технологических зонах и объемы этих зон,
расходы технологических рециклов, необходимое количество кислорода и расход воздуха с
учетом характеристик используемой аэрационной системы, прирост избыточного активного
ила;
Но на практике далеко не все производители применяет нормативные расчеты.
Для того чтобы при проектировании нового объекта в состав проекта были включены
очистные сооружения определенной марки и в дальнейшем проект успешно прошел
экспертизу, в том числе и государственную, достаточно предоставить сертификат
соответствия и паспорт на оборудование, в котором указаны входящие и выходящие
показатели очистки.
Другой случай, когда застройщик приобретает оборудование для очистки сточных вод по
аналогичному принципу — чтобы был сертификат и наименьшей цене.
Качество и негативные последствия применения данного типа сооружений открываются
только в процессе эксплуатации оборудования.
Ситуация усугубляется тем, что на большинстве объектов, где установлены очистные
сооружения малой производительности — до 500 м. куб/сутки отсутствует должный
контроль.