Не только про деньги: как на Кавказе решают проблему нехватки очистных
Износ коммунальной инфраструктуры в СКФО может достигать 90%, а очистные в некоторых районах полностью отсутствуют. Эксперты считают, что для более быстрого решения этой проблемы можно применять механизмы ГЧП
Северо-Кавказский федеральный округ, наравне с Сибирским и Дальневосточным, входит в число российских округов с наиболее сильным износом коммунальной инфраструктуры. Он на Кавказе может превышать 90% — такие цифры прозвучали на круглом столе в Совете Федерации, посвященном проблемам коммунальной инфраструктуры.
В 2021 году СКФО не раз упоминался как округ, регионы которого нуждаются в комплексном решении коммунальных проблем — и речь шла, как о водоснабжении, так и о водоотведении, канализовании и очистных сооружениях.
Решить эту проблему на совещании по вопросам социально-экономического развития СКФО в марте 2021 года поручил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
«Во всех семи регионах СКФО коммунальная инфраструктура сильно изношена и не выдерживает нагрузку. Нет у многих нормальных водоочистных сооружений. Жители регулярно сталкиваются с перебоями в подаче воды. Нужны конкретные решения проблемы водоснабжения и водоотведения на Северном Кавказе, которые бы учитывали особенности каждой территории», — заявил Михаил Мишустин.
Проблему признавали и в регионах. Министр ЖКХ Ставропольского края Роман Марченко заявлял, что она очень остро стоит в Кавказских Минеральных Водах, где очистные вышли на предел своих возможностей, что сдерживает развитие курортного региона. Схожим образом складывается ситуация и в других субъектах СКФО.
«У нас вообще инфраструктуры там нет. Если не брать столицу, в районных городах нет воды, водоотводов. Мы стараемся поддерживать все это», — заявлял в 2021 году глава Республики Ингушетия Махмуд Али Калиматов.
При этом многие решения, касающиеся реконструкции очистных сооружений на Северном Кавказе, предусматривают многомиллиардный объем инвестиций.
Как решают проблему с очистными в регионах СКФО
В Кавминводах решить проблему планируют путем реконструкции очистных с увеличением мощности с 170 тыс. кубометров в сутки до 250 тыс. Износ сооружений и оборудования, по данным «Ставропольводоканала», составляет 90%. Ввод новых мощностей должен позволить подключить к системе водоотведения новые объекты и очищать стоки до установленных нормативов, не нанося вред экологии.
Как сообщал РБК Кавказ, в 2020 году министр ЖКХ Ставрополья Роман Марченко оценил стоимость этих работ в 4,5 млрд руб.
Также на Ставрополье сейчас идет модернизация очистных в Новоалександровском городском округе. Ввести новые сооружения хотят до лета 2022 года, объем инвестиций — 268 млн руб. Все это средства, выделенные в рамках федерального проекта «Чистая вода» и нацпроекта «Жилье и городская среда».
В Ингушетии, по данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО, степень износа коммунальных сооружений составляет более 80%, и более половины из общего объема канализационных вод в 10 млн кубометров в год не проходят очистку должным образом.
Как заявлял глава Республики Ингушетия Махмуд Али Калиматов, на строительство дополнительных и реконструкцию существующих очистных сооружений канализации и сетей необходимо более 7 млрд руб. Такие средства на уровне региона не найти, и ставку делают на участие в федеральных программах.
В Карачаево-Черкессии самый амбициозный проект в этой сфере — «Расширение и реконструкция системы водоснабжения и очистных сооружений канализации города Черкесск», который реализуют с 2008 года. По данным сайта госзакупок, финансирование мероприятий по этой программе превышает 1 млрд руб. Протяженность построенных канализационных сетей — 1,8 км, мощность очистных сооружений водопровода — 105 тыс. кубометров в сутки., а очистных канализации — 106 тыс. кубометров.
Исключительно государственные средства (федерального и республиканского бюджетов) используют и в Кабардино-Балкарии, где планируют выделить 982 млн руб. на реконструкцию канализационного коллектора от поляны Азау до села Эльбрус с сопутствующей реконструкцией канализационных очистных сооружений. Как сообщал РБК Кавказ, в данный момент идет поиск подрядчика, а завершить масштабный проект планируют до 1 декабря 2023 года.
При этом практически в каждом из регионов проблема очистных стоит достаточно остро, и о ней говорят, как в разрезе постоянной угрозы экологии, так и как о факторе, сдерживающем инфраструктурное развитие и приток инвестиций в СКФО.
Бизнес ждет условий
Директор компании «Ростинпром» (занимается инженерными решениями в области канализования и очистки стоков) Евгений Крашенников считает, что, если внимательно проанализировать состояние очистных на Кавказе, то вскроется целый ряд проблем. Одна из главных — хроническое недофинансирование, и, как следствие — неправильная эксплуатация.
По его словам, государственное финансирование позволяет решить проблему лишь частично. Для ускорения этого процесса можно было бы использовать средства частных инвесторов, но пока заниматься созданием коммунальной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства в СКФО бизнес не торопится.
«Инициатива о заключении концессии может исходить как от государства, так и от бизнеса. Но пока, видимо, у предпринимателей нет понимания, в чем они участвуют. Чтобы это понимание появилось, нужно определяться с финансовыми механизмами — каким будет тариф при эксплуатации очистных после реконструкции. Будет ли компенсироваться бизнесу часть средств, в случае, если установленный тариф не позволяет отбить вложенные деньги. Безусловно, все это сложные вопросы, ведь в процесс вовлечено сразу несколько сторон, включая население», — считает Евгений Крашенников.
Эксперт отмечает, что есть немало примеров, когда в строительство очистных вкладываются большие деньги, а затем они работают неэффективно из-за недостаточно хорошей проработки инвестиционного проекта. Поэтому важно, чтобы и проектированием, и строительством, и дальнейшей эксплуатацией занималось одно предприятие.
«Если построили одни, а эксплуатируют другие, то неизбежно возникают взаимные вопросы, перекладывается ответственность, и так далее. Как итог — нет той отдачи от проекта, которая ожидалась», — комментирует Евгений Крашенников.
Не последнюю роль играет и выбор технологий работы очистных. К примеру, мембранные технологии рассчитаны на 5-10 лет бесперебойной работы, после чего мембраны необходимо менять. А на них приходится 20% стоимости строительства всего сооружения. Поэтому выбирать варианты нужно тщательно, с учетом того, что проект должен стабильно отбиваться в течение последующих лет.
Директор ООО «Центр водного инжиниринга» Александр Самарин добавляет, что другим важным вопросом является наличие свободной земли для строительства очистных и ливневых сооружений — и властям нужно позаботиться о том, чтобы она была в распоряжении муниципалитета. В противном случае, ни государство, ни бизнес, ничего сделать не смогут.
«В Сочи, к примеру, объединили ливневые спуски в единый коллектор, тем самым избавившись от нужды в многочисленных выпусках в море. Безусловно, с точки зрения экологии, это очень хорошее решение. Но в Краснодаре такое сделать сейчас уже намного сложнее, потому что тяжело навести порядок с вопросами собственности земельных участков», — считает Александр Самарин.
Директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Азамат Тлисов подчеркнул, что существует большое количество концессионных сценариев, и их вполне можно применять и в сфере ЖКХ, где накопилась масса проблем.
«Сроки окупаемости инфраструктурных объектов достаточно длительные, они очень ресурсоемкие. К сожалению, на сегодняшний день в масштабах страны изношенность инфраструктуры ЖКХ на самом деле, высока. По целому ряду субъектов износ свыше 70%», — рассказал эксперт.
Частично участвовать в решении проблемы могут девелоперы, строящие жилые комплексы в СКФО, поскольку для ввода домов в эксплуатацию в любом случае придется создавать и технические условия.
«Может быть несколько сценариев, один из которых — это привлечение потенциальных инвесторов, крупных строительных компаний, которые в обмен на возможность строительства микрорайонов в развивающихся городах будут брать на себя в нагрузку реконструкцию несколько большего объема инфраструктуры, помимо той, которая требуется для подключения нового жилищного комплекса или нового микрорайона. Это позволит обеспечить гарантированное качество подведенной инфраструктуры к новым комплексам и решить параллельно проблемы других микрорайонов», — отмечает Азамат Тлисов.
Взамен государство может предоставлять налоговые льготы или субсидии. Однако эффективен и вариант, при котором инвестор сам будет обслуживать созданную им коммунальную инфраструктуру и получать от этого прибыль. И уже после того, как он отбил свои затраты — передавать ее на баланс муниципалитета.
«То есть фактически мы говорим о том, что бизнес получает дополнительные возможности для своего прямого направления деятельности, но параллельно решает социальные задачи для региона или конкретного муниципалитета», — отметил эксперт.
Источник: https://kavkaz.rbc.ru/kavkaz/25/04/2022/62666bcc9a7947770c22bc96?from=regional_newsfeed